112.ua

– Теперь в Украине работают четырнадцать или полностью информационных телеканалов, или телеканалов со значительной долей информационно-аналитических и публицистических программ. На ваш взгляд, не слишком их много для украинского рынка? Зачем они владельцам?

– Сначала отвечу на второй вопрос — зачем эти каналы собственникам и зачем они вообще… В украинском телевидении, если выходит один успешный проект, все начинают делать нечто подобное. Вспомните, как после "Танцев со звездами" "танцевало" все украинское телевидение. В свое время телеканал "112 Украина" стал таким успешным проектом, который, по сути, создал новую концепцию информационного вещания. До этого были либо выпуски новостей, либо закольцованные новостные сюжеты. После того, как проект стал успешен, многие начали делать нечто подобное. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то копировал, кто-то добавлял свое видение. Но телеканал "112 Украина" остается лучшим в своем сегменте, и это подтверждают показатели телесмотрения.

Это было про качество, теперь про количество. Я не считаю, что информационных каналов в Украине слишком много. В развитой демократической стране должна быть сильная четвертая власть. Борьба с коррупцией, усиление гражданского общества, защита базовых демократических свобод и многие другие аспекты современного демократического общества без контроля со стороны журналистов останутся обычными декларациями большинства украинских политиков и чиновников. Кроме того, тенденции в Украине в принципе соответствуют тому, что мы видим в других европейских странах. Во Франции, например, также достаточно много информационных вещателей — это, конечно, BFM, а также France 24, La Chaine Info, i-Tele, LCP. В Германии — Deutsche Welle, n-tv, Tagesschau-24, Spiegel.TV, Der Aktionar TV, плюс множество региональных новостных каналов в структуре крупнейших медиагрупп - ARD, ZDF, RTV, ProSieben.

И это, не говоря о глобальных информационных каналах, которые вышли за пределы какого-то одного национального рынка — Euronews, BBC, Al Jazeera, CNN и т. д.

Поэтому можно говорить о том, что новостное вещание — это большой рынок со своей историей и сложившимися форматами, и очень хорошо, что украинское телевидение в целом соответствует глобальным тенденциям.

Телевидение из своеобразного закрытого клуба постепенно превращается в массовое занятие. Нынешний уровень развития технологий сводит к минимуму любые технические проблемы. Это касается буквально всех этапов телепроизводства — съемки, монтажа, работы со звуком, преобразования форматов, передачи видео и т. д. Я думаю, что и дальнейшее развитие украинского рынка будет связано с увеличением количества площадок за счет дальнейшего синтеза телевидения и интернет-технологий.

Отдельный вопрос — приведет ли рост конкуренции к росту качества. Я уверен, что приведет. Сегодняшняя конкуренция между каналами перестала быть какой-то абстрактной погоней за зрителем. Теперь  это борьба за идеи, за оперативность, за уникальность продукта.

– Как такое количество информационных каналов скажется на политическом сезоне? Повлияет ли на выборы в 2019-м?

– Этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, большое количество телевизионных площадок, несомненно, сделает избирательный процесс более открытым. Будет обеспечен плюрализм мнений, предельно сократится вероятность того, что что-то можно замолчать или исказить. Также усилится контроль за тем, чтобы избирательный процесс проходил без нарушений.

С другой стороны, сегодня по доле суммарное смотрение информационных каналов составляет примерно 5-6 %, которые делятся между всеми новостными каналами, и если во время предвыборной гонки этот показатель и вырастет, то ненамного. Кроме того, наличие разных площадок и доступность телевизионного эфира для многих политиков является сильным искушением построить свою кампанию на голословных обещаниях, а не реальных действиях, что также влияет на качество украинской политики, но этот вопрос лишь частично связан с телевидением. Возможны также попытки коррупции.

Но я думаю, что наши зрители уже достаточно искушены в этих вещах, поэтому в любом случае разберутся и сделают выбор в пользу каналов, которые подают новости сбалансированно и не встают ни на одну из сторон.

На ваш взгляд, какие информационно-политические каналы реально нужны обществу? Почему? Количество таких каналов смог бы окупить рекламный рынок, если бы в Украине полноценно работала экономика скажем, на примере других стран Восточной Европы?

– Проблема отношений между телепроизводством и рекламным рынком более глубокая. Сегодня в Украине все крупные универсальные телеканалы являются дотационными. А, для примера, чистая прибыль французского вещателя france.tv составляет почти 3 млн евро за год.

Новостным телеканалам в этом плане немного легче. На момент своего появления  "112 Украина" вышел на рынок с уникальной экономической моделью, которая позволяла до минимума сократить производственные затраты. Повсеместное использование технологии LifeView и прямых эфиров как основного формата вещания позволил избежать затрат на работу ПТС, использования спутника для передачи видео, приобретения дорогостоящих форматов и строительства шикарных студий. В то же время сегодня эти же технологии начали использовать и другие каналы. Поэтому, по моему мнению, для дальнейшего выживания скоро весь информационный рынок будет вынужден переходить на более затратные форматы, хотя прямой эфир и останется основой вещания.

Каких форматов информационных/политических программ не хватает нашему рынку?

– Я, скорее, ожидаю появления не новых форматов, а нового типа спикеров. Последние события с отменой депутатской неприкосновенности, возможно, означают, что в политику будет приходить меньше людей, думающих лишь о защите своих бизнес-интересов. Голословность многих действующих политиков рано или поздно надоест и не будет давать ожидаемых предвыборных дивидендов, из-за чего политикам придется изменить принципы своей риторики. Они должны будут нести большую политическую (по крайней мере) ответственность за свои слова и обещания.

В то же время развитие интернет-технологий продолжит выявлять множество интересных независимых экспертов, которые раньше просто физически не дошли бы до студии. Растет число молодых неравнодушных людей, которым также есть что сказать. Поэтому, может, это и звучит чересчур идеалистически, но я думаю, что новый тип телевизионного комментатора — не за горами.